Геовебинары'21. Использование БПЛА и сверхлегкой авиации для выполнения аэрогеофизических съемок высокого разрешения.

 

Трусов Алексей Андреевич1, Бабаянц Павел Суренович1,
Контарович Олег Рафаилович1

1 АО «ГНПП «Аэрогеофизика»

 

Введение

Горнорудные компании и предприниматели, занятые в сырьевом бизнесе, постоянно сталкиваются с необходимостью оперативной оценки перспектив лицензированной территории с целью оптимизации горно-буровых работ и одновременно – повышения их эффективности. При этом часто требования лицензионного соглашения накладывают весьма жесткие временные рамки на работы, направленные на геологическое изучение площади. В этих условиях практически безальтернативным является использование дешевых и мобильных аэрогеофизических технологий, позволяющим в кратчайшие сроки выполнить обследование значительных площадей, причем без какой-либо техногенной нагрузки на изучаемую территорию. Их эффективному использованию способствует развитие ускоренными темпами как аппаратурно-технической базы, так и технологий обработки и интерпретации данных.

В последние годы активно развивается направление в аэрогеофизике, связанное с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и сверхлегких пилотируемых носителей, что позволяет в большинстве случаев удешевить решение задачи оперативной оценки перспектив лицензированной территории. Однако каждый из этих типов носителей имеет свои слабые и сильные стороны.

 

Преимущества и ограничения съемок с БПЛА и сверхлегких пилотируемых носителей

Сегодня активно используются БПЛА мультироторного и самолетного типов, реже встречаются системы с вертикальным взлетом и посадкой (например, конвертопланы). Широкое распространение находят носители с электродвигателями благодаря простоте эксплуатации, однако БПЛА c двигателями внутреннего сгорания (ДВС) или гибридными установками позволяют существенно увеличить продолжительность полета.

Используемые на сегодняшний день БПЛА с взлетной массой до 30 кг накладывают жесткие ограничения на массу полезной нагрузки и, соответственно, набор геофизической аппаратуры, доступной к установке.

В последние годы появились дополнительные возможности выполнения детальных аэрогеофизических съемок, связанные с разработкой сверхлегких пилотируемых летательных аппаратов. Их использование не лимитируется такими жесткими ограничениями, как БПЛА, они имеют гораздо более высокую грузоподъемность и энерговооруженность, при этом не требуют использования специальных взлетно-посадочных полос, легко транспортируются к месту работ и обладают высокими летными качествами.

В качестве примера можно привести один из легких самолетов, доступный к использованию в настоящее время, который в сложенном состоянии размещается в прицепе, буксируемом легковым автомобилем (рис. 1), может летать без дозаправки до 6 часов со скоростью 100 км/ч и способен выполнять съемки на малых высотах.

Пилотируемые сверхлегкие самолеты сопоставимы с беспилотными носителями с ДВС по допустимой высоте полета, скорости и продолжительности полета. Однако превосходят их по скороподъемности, что позволяет их использовать в холмистой и слаборасчлененной местности. Но наиболее важное преимущество заключается в массе полезной нагрузки, которая позволяет устанавливать целый комплекс геофизических методов – т.е. набор геофизической аппаратуры, которая позволяет за один пролет получать информацию о различных свойствах горных пород.

В качестве важных преимуществ съемок с легкими БПЛА выдвигается возможность выполнения измерений на сверхнизких высотах и полеты с максимально детальным огибанием рельефа, что позволяет выдерживать постоянную высоту измерительных датчиков над земной поверхностью. Выполнение аэромагнитных съемок на предельно низких высотах действительно позволяет максимально приблизить их результаты к данным наземной съемки и исключить тем самым возможность пропуска слабых магнитных аномалий. Однако влияние приповерхностных магнитных образований (например, моренные отложения) во многих случаях просто вредит, затушевывая и искажая аномалии от целевых объектов. Подъем же на бОльшую высоту позволяет заметно снизить их влияние.

Таким образом, выбор оптимальной высоты полета должен осуществляться осознанно, с учетом особенностей геологического строения территории и характеристик целевого объекта. Важно отметить также, что при всем желании выполнять полеты ниже уровня вершин деревьев, растущих в районе работ, не удастся, а это зачастую 25-30 м.

 

 

Рис 1. Легкомоторный самолет: а – в сложенном состоянии, для транспортировки на автоприцепе; б – в рабочем состоянии.

 

Доступные аэрогеофизические методы

Магнитная съемка является наиболее простым и доступным геофизическим методом. Для получения высококачественных материалов используются квантовые датчики как зарубежного, так и отечественного производства. Современные их версии при тех же высоких характеристиках чувствительности, обладают более компактными размерами и имеют меньший вес. Сейчас используются различные аппаратурно-технические средства выполнения таких съемок со всеми видами носителей (самолеты, вертолеты, мультироторные БПЛА) (рис. 2).

С учетом технических особенностей БПЛА (ограниченная грузоподъемность и малая энерговооруженность), адаптация гамма-спектрометрии к съемкам с дронов основывается на использовании детекторов гамма-излучения существенно меньших (по сравнению с традиционной аэрогамма-спектрометрией) размеров. При этом снижение скоростей счета, связанное с малым объемом детектора, частично компенсируется снижением высоты наблюдений, уменьшением скорости полета вплоть до измерения с зависанием. В большинстве случаев на БПЛА используются детекторы объемом 0.4 – 0.6 л, в то время как на легкомоторные самолеты можно устанавливать блоки с объемом кристаллов 16 л. Небольшая статистическая представительность данных, полученных с помощью детекторов малого объема (0.4 л) вынуждает выполнять осреднение измерений вдоль маршрута, что существенно снижает детальность итоговых моделей содержаний естественных радионуклидов. Выполнение же съемки с зависанием при использовании в качестве носителя мультироторных систем очевидно резко снижает производительность работ.

 

   

Рис. 2. Магнитометрия на БПЛА мультироторного типа

 

Автономные аэроэлектроразведочные системы (без наземных установок) сводятся пока к пассивным методам -  вариант VLF, который в России известен как радиокип или СДВР. В качестве источника используются навигационные и широковещательные сверхдинноволновых радиостанции. Современная реализация данного метода достаточно компактна и позволяет использовать оборудование как на БПЛА любого типа, так и пилотируемой авиации. Этот метод позволит в большинстве случаев выделить приповерхностные тектонические зоны.

Наиболее перспективными, по нашему мнению, являются направления, связанные с размещением источника поля в форме замкнутого контура или линейного на дневной поверхности и измерением компонент вторичного поля с воздуха. В такой форме можно реализовать метод переходных процессов и незаслуженно забытые в последние годы технологии низкочастотной индуктивной электроразведки (методы незаземленной петли и бесконечно длинного кабеля) с измерениями в т.ч. в зарамочном пространстве.

С появлением бесплатформенных гравиметров нового поколения, обладающих компактными размерами, стало возможно выполнение аэрогравиметрии с использованием сверхлегких самолетов и вертолетов. Поскольку отличительной особенностью данного класса приборов является сохранение работоспособности при больших вертикальных ускорениях, появляется возможность более точного обтекания рельефа и одновременного выполнения аэрогамма-спектрометрии и магнитометрии. Получаемые в результате модели поля силы тяжести помогают картировать интрузивные комплексы, дизъюнктивные и блоковые структуры.

Дополнительная аэрофотосъемка позволяет получать ортофотопланы местности, которые могут быть использованы при планировании поисковых маршрутов, проектировании наземных геофизических и геохимических работ, дешифрировании геологических объектов. Кроме этого, в последние годы активно развиваются алгоритмы фотограмметрии, которые дают возможность строить достаточно точные модели рельефа местности.

 

Заключение

Комплекс аэроегофизических методов необходимо выбирать исходя из эффективности решения поставленной геолого-поисковой задачи. При этом имеющие на сегодняшний день сверхлегкие летательные аппараты имеют ряд особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать при проектировании аэрогеофизических работ. Выбор оптимального носителя должен определяться не только выбранным комплексом, но и конкретными геоморфологическими условиями и размерами исследуемой площади.


Читайте также:

Геовебинары'21. Использование БПЛА и сверхлегкой авиации для выполнения аэрогеофизических съемок высокого разрешения.

Геовебинары'21. Использование БПЛА и сверхлегкой авиации для выполнения аэрогеофизических съемок высокого разрешения.

 

Геовебинары'21. Аэрогеофизические исследования как средство оптимизации геологоразведки на лицензионных площадях.

Аэрогеофизические исследования как средство оптимизации геологоразведки на лицензионных площадях.

 

Уточнить стоимость

Оформить заявку